Авиценна – создатель научной медицины

Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна, годы жизни 980-1037) – врач, ученый, философ, придворный врач эмиров и султанов персидских государств, визирь Хамадана, автор более 450 трудов в различных областях науки.

Авиценна родился 16 августа 980 г. в 10 веке в с. Афшана недалеко от Бухары  (территория относилась к арабскому халифату). Сейчас в селе Афшана находится музей Ибн Сина.

Исследователи подсчитали, что Авиценна преуспел в 29 отраслях знаний. Он с успехом занимался медициной и поэзией, философией и астрономией, логикой и математикой.

Но большинство людей совершенно справедливо считают его самым великим врачом в истории. По одной из версий, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе – исцеление от Сина) или от сокращенного «метод Сина».

Главный труд Авиценны «Канон врачебной науки»  — самое тиражируемое после Корана и Библии издание, до XVII века являлось основным медицинским руководством как на Востоке, так и на Западе.

Когда Авиценне исполнилось 17, слава о нем, как о враче, уже была настолько велика, что юношу пригласили лечить заболевшего бухарского эмира. Испробовав все средства, во дворец был приглашен молодой ибн Сина, который после осмотра эмира назначил ему лечение, которое помогло выздороветь больному. Эмир выздоровел и обещал любую награду за свои услуги. Юноша ответил, что ему не нужно ничего, кроме разрешения пользоваться уникальной библиотекой эмира. Спустя несколько лет библиотека сгорела. В поджоге библиотеки обвинили молодого врача – говорили, что Авиценна хотел, чтобы никто не прочел древние книги и не стал столь же мудрым.

К 18 годам ибн Сина вел активную переписку со многими видными учеными Востока. Уже в это время у молодого врача появились собственные ученики. К 20 годам Авиценна был уже автором нескольких книг по этике, философии, медицине и другим естественным наукам. В это время происходит 2 тяжелых для молодого человека события – сначала умирает его отец, а потом на Бухару, в которой он вырос, нападают тюркские племена кочевников, которые захватывают город и предают его огню.

Чтобы спастись, Авиценна был вынужден бросить свой родной город и отправиться вместе с торговым караваном в Хорезм. Правитель города – Хорезмшах покровительствовал ученым, и он надеялся найти там себе новый дом. Шах благосклонно принял ученого и предложил ему работать вместе с учеными Масихи и Бируни.

Вскоре ибн Сина был вынужден покинуть приютивший его Хорезм. Он занимался тем, что ездил по разным городам и зарабатывал тем, что лечил больных на встречавшихся ему постоялых дворах. В течение этого периода своей жизни Авиценна часто служил придворным врачом в различных небольших государствах Востока. Но нигде не оставался подолгу, часто переезжал с места на место.

Родоначальник диагностики по пульсу. Одна из легенд рассказывает о чудесном исцелении дочери бухарского купца. Девушка таяла на глазах от какой-то странной болезни. Все врачи оказались бессильны. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти.

В 1016 году ибн Сина, наконец, останавливается в городе Хамадан. Там он становится сначала придворным врачом, а затем министром, визирем. Именно в этом городе он заканчивает первый том главного труда своей жизни – трактата «Канон врачебной науки». Это произведение станет одним из главных медицинских трактатов на многие столетия. Всего он написал 5 томов и каждый являлся бесценным кладезем информации для любого врача. Лишь к 19-му веку, с развитием медицины и началом бурного развития естественных наук, стали появляться труды, которые были сопоставимы по значимости с этим произведением средневекового автора.

Книга уникальна тем, что содержит множество совершенно новых гипотез, размышлений, которые до Авиценны попросту никому не приходили в голову. Например, именно он предположил, что «лихорадочные» болезни вызываются мельчайшими организмами. Подтвердить эту гипотезу смогут лишь через 800 лет, после исследований, проведенных Луи Пастером. Кроме того, ибн Сина был первым, кто подробно описал чуму и холеру, а также описал способы лечения менингита и язвы желудка.

Начатая в Хамадане, книга была закончена 10 лет спустя в Исфагане. В этом городе ибн Сина служил визирем у шаха, но спустя некоторое время вспыхнул при дворе бунт, в результате которого врач оказался заключенным в тюрьму. Несмотря на заключение, Авиценна продолжил свои исследования и в это время он написал множество трудов по математике, философии, астрономии, химии и даже несколько художественных книг и поэм.

Большое внимание Авиценна уделял оздоровительным упражнениям.  В частности он утверждал, что физические нагрузки являются залогом здорового организма, если правильно выбирать их силу и продолжительность, сообразуясь с возрастом и общим развитием. Ибн Сина считал, что человек, занимающийся физическими упражнениями на постоянной основе, не будет нуждаться в лечении и лекарствах. Кроме того, такие нагрузки укрепляют организм, мышцы, связки и нервы. Также он обращал внимание на пользу массажа, закаливания как горячей, так и холодной водой. Многие восточные феодалы того времени пользовались рекомендациями Авиценны.

Авиценна первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, ввёл термин эпилепсия, описал проказу и желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка и других, аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают под влиянием негативных эмоций. Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов.

Он обращал внимание на психологический фактор в лечение болезней. Своим пациентом говорил: «нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит».

В ком воля есть и сильный дух, тот победит любой недуг.
Болезнь отступит перед гордым, перед бесстрашным, непокорным…

Деятельность Авиценны не ограничивалась исключительно медициной. Ученый тратил много времени и на другие естественные науки. Он открыл процесс перегонки эфирных масел, в своих трудах он подробно описывал, как можно приготовить соляную азотную и серную кислоты. Как астроном, на основании своих наблюдений он пришел к выводу, что Венера, находится ближе к земле, чем к солнцу. Занимался он и вопросами определения координат по звездам, в частности на основе законов тригонометрии он определил положение Гургана относительно Багдада.

Как философ, Авиценна во многом следовал Аристотелю. К философским трудам ученого можно отнести такие трактаты как «Книга о любви», «Книга об избавлении страха смерти», «Книга о предопределении».

Интересовался ибн Сина и психологией. В частности он предложил разделить все характеры на 4 вида – горячий, холодный, влажный и сухой, что, как нетрудно догадаться, соответствует современным 4 типам темперамента, выделяемым психологией.

Кроме научной деятельности Авиценна посвящал себя и искусствам – есть несколько известных художественных произведений. Некоторые свои работы он писал в форме четверостиший. Кроме того, ибн Сина изучал и музыку, считая ее своего рода отраслью математики.

Еще при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов как Лидер среди мудрецов (Аль-Шейх Аль-Раис), Гордость страны (Шараф-ул-Мулк), Великий целитель  (Хаками бузург).

После освобождения, он продолжил служить при дворе Ала ад-Даулаха. В одном из походов этого правителя, Авиценна тяжело заболел, попытки лечения не приводили к выздоровлению и спустя непродолжительное время он умер. Произошло это в Хамадане (Иран) 18 июня  в 1037-ом году. Через несколько лет после смерти врача, на его могиле был воздвигнут мавзолей, к которому люди приходят поклониться и по сей день.

Перед смертью ученый оставил завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю.

Всё в мире покроется пылью забвения!
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Столетья пройдут, не изведав конца.
И солнце, и бури — всё выдержит смело
Высокое слово и доброе дело…

Захоронение Авиценны стало местом паломничества. Люди верят, что даже одно прикосновение к надгробию способно исцелить от любых болезней.

Люди были так уверены во всемогуществе Авиценны, что считали ему удалось раскрыть секрет бессмертия. Перед смертью он приготовил 40 снадобий и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки. Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительное снадобье ушло в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя.

Картина художника Джавона Умарбекова «Человек разумный» была написана к юбилею великого ученого.  Художник долго думал, как изобразить эту выдающуюся личность, пока ему не пришла идея изобразить известных ученых, с кем можно было бы сравнить Ибн-Сину. Ведь всю свою жизнь Ибн-Сина путешествовал, желая найти людей, разделяющих его убеждения. На картине рядом с ученым Аристотель,  Навои, Данте,  Леонардо да Винчи,  Аль-Беруни,  Эйнштейн,  Омар Хайям,  Циолковский, Менделеев. В центре картины образ Венеры из произведения Боттичелли «Рождение Венеры» как символ истины, к которой Авиценна стремился всю жизнь. На картине выдающийся врач держит в левой руке человеческий череп и как бы спрашивает самого себя, кто мы такие? Откуда пришли? Куда мы идем? В его ухо нашептывает сомнения образ символизирующий ложь, он написан в темных тонах.

Именем Авиценны названа малая планета и горная вершина (прежнее название Пик Ленина), минерал авиаценнит и  растение семейства Акантовых — авиценния. Его лик украшает денежную единицу Таджикистана – сомони.