В середине 7 века начались крупные завоевательные войны арабов, и одним из первых объектов их нападения была Византия. К арабам отошли многие страны и территории, входившие в состав Византийской империи, и вследствие этого образовалось новое обширное государство — Арабские Халифаты, которое существовало до 13 века.

В Халифатах сложилась разносторонняя культура народов Востока, получившая название арабской.

Именно в Халифатах впервые получила распространение рукописная книга, сменившая пергаментный свиток. Развитию книжного дела способствовало знакомство арабов с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса и производство которой было сразу же налажено арабами.

Именно арабы создали десятичную систему исчисления, положили начало алгебре и тригонометрии, научились определять географические широты и долготы, получили различные кислоты и спирт, которому дали название “алкоголь”.

Арабоязычная медицина в течение 8 веков занимала ведущее место в Средиземноморье. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные к периоду раннего средневековья.

Развитие медицинских знаний началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение 9 и 10 вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.

В области теории болезни арабы развили древнегреческое учение о 4-х стихиях и 4-х телесных соках, при лечении внутренних болезней уделяли большое внимание установлению правильного режима, достигли высокого совершенства в приготовлении простых и сложных лекарств; в городах стали открываться аптеки.

Наиболее выдающимся врачом Халифата был АЛЬ-РАЗИ (9 век), в европейской литературе он известен как Разес. Узбек по национальности, он родился недалеко от Тегерана. Медициной стал заниматься относительно поздно – когда ему было около 30 лет. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Как практик он известен тем, что изобрел инструмент для извлечения инородных тел из гортани, при перевязке ран первым применил вату, а при наложении швов использовал нитки из скрученных кишок барана.

Аль-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд “Вместилище медицины” в 30 томах. В него были включены сведения, заимствованные у Гиппократа, Галена, Павла Эгинского и Орибазия, которые Рази дополнил своими наблюдениями. Этот знаменитый трактат был переведен на многие языки, постоянно переиздавался в средневековой Европе и в течение нескольких столетий был одним из главных источников медицинских знаний.

Другой капитальный труд Аль-Рази – “Медицинская книга” в 10 томах, в котором он обобщил знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, хирургии, диететики, гигиены и косметики, токсикологии и инфекционных заболеваний.

Но среди многочисленных сочинений Аль-Рази одно представляло особую ценность — небольшой трактат “Об оспе и кори”, в котором он на основе собственного клинического опыта дал описание клиники и лечения этих двух опасных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. Аль-Рази знал о заразности этих болезней и о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой; для профилактики этого заболевания он предложил применять вариоляцию ( т.е. прививать здоровым содержимое оспенных пустул). Эта блистательная работа считается самым оригинальным трудом араб
ской медицинской литературы и даже сегодня она могла бы быть великолепным учебным пособием для студентов.

Аль-Рази написал более 200 трудов по медицине и его книги долго служили учебниками на медицинских факультетах в средневековых университетах Западной Европы.

Одним из крупнейших ученых средневековья и наиболее выдающимся врачом в мировой истории был ИБН СИНА, известный в Европе под именем Авиценна. Имя у него было очень длинным и состояло из 13 слов (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина), а жизнь очень короткой — он прожил всего 57 лет.

Родился Ибн Сина в 980 г. в небольшом селении Афшана близ Бухары. Отец его был человеком образованным и состоятельным, служил сборщиком податей в Бухаре. По делам службы он бывал в селении Афшана, там построил себе дом и женился.

Когда Ибн Сине было 5 лет, семья переехала в Бухару, там он начал посещать мусульманскую школу, где изучал коран и словесные науки. Очень рано проявил необычайные способности к наукам, которые не остались незамеченными. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец взял его из школы и дальше он продолжал заниматься с приходящими на дом учителями. Он изучал логику, математику, геометрию, астрономию, особенно усердно занимался философией. Учение шло очень успешно и в 16 лет Ибн Сина достиг вершины изучаемых им наук.

Медициной Ибн Сина заинтересовался с 15 лет. Он прочел труды своих предшественников, в том числе Гиппократа и Галена, после чего занялся врачебной практикой. Лечил он бесплатно и толпы больных собирались по утрам к его дому, чтобы получить совет и помощь. Вскоре он стал известным врачом.

Через год, в возрасте 16 лет, Ибн Сина становится лейб-медиком при дворе султана, а в 17 лет излечивает тяжелобольного правителя Бухары эмира ибн Мансура, которого долгое время безуспешно лечили опытные врачи. В виде вознаграждения за это Ибн Сина получил разрешение пользоваться обширной библиотекой эмира “Хранилище мудрости”. В библиотеке были собраны огромные книжные богатства. Книги по каждому разделу знаний находились в отдельных комнатах и хранились в сундуках. Возможность пользоваться этой уникальной библиотекой сыграла большую роль в дальнейшем образовании Ибн Сины.

К 18 годам Ибн Сина становится выдающимся ученым своей эпохи. Наука поглотила его без остатка. Семьи Ибн Сина не имел и всю свою жизнь провел в научной работе, с книгами, в общении с больными и в окружении многочисленных учеников.

В 19 лет у Ибн Сины умер отец, и на его плечи легла забота о семье.

В этом же году умер вылеченный им когда-то правитель Бухары, и Бухарой стал править жестокий и мстительный султан Махмуд. Начались пожары, грабежи. Полностью сгорела уникальная Бухарская библиотека. В это время усилилось влияние ислама и город стал оплотом духовенства.

Свободомыслие Ибн Сины, его вольнодумные философские выступления, привели к жесточайшим преследованиям со стороны султана Махмуда. Положение его с каждым днем становилось все труднее, и на 21-м году жизни Ибн Сина, переодевшись в нищенскую одежду, тайком вынужден был покинуть родину.

Уезжая из Бухары, он даже не предполагал, что больше никогда туда не вернется и будет похоронен далеко на чужбине. Всю свою дальнейшую жизнь Ибн Сина, преследуемый султаном Махмудом, скитался из одного города в другой, от одного правителя к другому.

Судьба его круто менялась – несколько раз его дом подвергался разгрому, а сам Ибн Сина был арестован и посажен в крепость, где провел несколько месяцев. Однако невзгоды не сломили этого великого ученого – он продолжал работать. С рассветом он садился за свои труды, утром принимал больных, днем занимался с учениками, а до поздней ночи писал.

Непрерывный напряженный труд, преследования реакционного духовенства и султана Махмуда, жизненные лишения и тревоги подорвали здоровье Ибн Сины. После 12 лет скитаний он приехал в Иран, где в 1037 г. умер и где до сих пор сохранилась его могила. На месте могилы сооружен мавзолей с 12-ю колоннами, которые символизируют 12 научных дисциплин, над которыми работал и которые развивал этот великий ученый.

Умирал Авиценна в сознании и перед смертью произнес следующие слова: “Мы умираем, и с собой уносим лишь одно — сознание того, что мы не знаем ничего”.

Народное предание гласит: почувствовав приближение смерти, Ибн Сина решил победить ее. Приготовив 40 особых лекарств в сорока сосудах и призвав любимого ученика, он передал ему их, взяв слово, что тот после его смерти применит их в строгой последовательности. Когда Ибн Сина умер, ученик приступил к выполнению воли учителя.

Лекарства произвели чудесное действие. Тело Ибн Сины теряло старческую дряблость, оживало, молодело. Надо было применить последнее, сороковое лекарство. Но превращение мертвого Ибн Сины в прекрасного юношу, готового проснуться, настолько потрясло ученика, что он не смог совладать с волнением – сосуд с чудесным составом выпал из его рук и разбился.

Ибн Сина был необычайным человеком. Ученый-энциклопедист, философ, талантливый врач, одаренный поэт, он сумел показать, какие возможности таились в его народе, какую разностороннюю культуру он создал.

В Европе средних веков никого нельзя поставить рядом с ним ни по талантливости и трудолюбию, ни по объему разнообразных знаний. Современники называли его “Князь врачей”.

Наследие Ибн Сины велико и точно еще не определено. Известно, что он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 — на таджикском, многие из них — многотомные.

Трудно перечислить все области знаний, в которых Ибн Сина оставил свои труды — легче перечислить те, которых он не касался. Астрономия и физика, химия и зоология, геология и география, поэзия и музыка — всюду Ибн Сина оставил свой след.

Но особенно велико значение его трудов в философии и медицине. Написанный им “Канон врачебной науки” — выдающееся произведение, которое формировало медицинское мышление врачей многих поколений.

“Канон врачебной науки”. Для того, чтобы понять величие основного медицинского труда Ибн Сины, чтобы представить знания того времени, следует забыть многое из того, что мы знаем, Надо забыть о том, что земля круглая, что она вращается, что сердце гонит кровь по телу, что существует два круга кровообращения и многое, многое другое.

В те времена с врачами успешно конкурировали звездочеты и колдуны, гадалки и кликуши. Более того, многие врачи пользовались их средствами и приемами. Талисманы и гороскопы, магические заклинания и мистические поверья, заговоры и молитвы использовались вместо лекарств при лечении любых заболеваний.

Безоговорочно признавалось, что корень мандрагоры кричит по ночам человеческим голосом и исцеляет падучую (так тогда называли эпилепсию); все знали, что летучая мышь, убитая ровно в полночь и высушенная — это самое лучшее средство против беременности; никто не сомневался, что судьба человека, его здоровье и возможность излечения в случае болезни зависит от расположения светил на небесном своде.

Астрология и кабаллистика, доставшиеся в наследство от Древнего Востока, обрели в средневековой Европе как бы вторую родину. Во многих европейских университетах были созданы кафедры астрологии. Средневековые правители содержали придворных астрологов (эта должность считалась почетной в придворных кругах). Врач, не следующий духу и букве астрологии, встречался так же редко, как священник, который сомневается в истинности веры и Священного писания.

В медицинских трудах описывалась связь пораженных органов и частей тела с движением определенных планет и расположением созвездий. Например, от Сатурна зависело состояние правого уха, селезенки, берцовых костей, плеча и мочевого пузыря; от Юпитера – состояние легких, печени и стоп; от Марса – левого уха, кровеносных сосудов, половых органов и т.д.

На основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время для кровопусканий, приготовления лекарств и их приема. Таблетки считались наиболее действенными, если они были приготовлены во время наибольшего сближения Юпитера и Сатурна; прием слабительных средств считался противопоказанным, если Луна находится в созвездии Овна, Козерога или Тельца.

Надо только представить себе весь этот бред, весь этот клубок заблуждений, чтобы понять величие “Канона”.

Ибн Сина начал писать “Канон” в 1000 г., а закончил в 1020 г., когда ему исполнилось 40 лет и уже был накоплен и врачебный, и жизненный опыт. Впервые “Канон” вышел в свет в 1473 г. в Венеции, издавался около 40 раз полностью и много раз в сокращенном виде. Наиболее полное издание вышло в свет в
1980 г. (к 1000-летию со дня рождения Ибн Сины). Перевод этого издания осуществлялся с самого древнего арабского подлинника 12 века, который насчитывает 1200 листов убористого текста.

“Канон” — это целая медицинская энциклопедия. В ней, в пределах знаний того времени, рассматривается все, что относится к здоровью и болезни человека. Сотни лет врачи всех стран учились по этой книге не только распознаванию, лечению и предупреждению болезней, но и теории медицины, самому подходу к больному человеку.

В “Каноне” опыт и наблюдение ставятся превыше всего. В нем нет обязательных для медицинских сочинений того времени астрологических рассуждений о влиянии звезд и планет на здоровье и болезни людей, нет цитат из корана.

“Канон” – труд огромный и по значению, и по объему; в нем около 200 печатных листов. Состоит “Канон” из 5-и книг, изложенных в 14 томах.

Книга первая содержит общие принципы и теоретические основы медицины (учение о соках и различных телосложениях, сжатое, но содержательное изложение анатомии человека, взгляды автора на причины болезней, симптомы некоторых заболеваний, советы, как сохранить здоровье).

Книга вторая и пятая посвящены лекарствоведению. Во второй описаны “простые” лекарства, в пятой – “сложные” лекарства, яды и противоядия. Всего в “Каноне” приведено 811 лекарственных средств животного, растительного и минерального происхождения с указанием их действия, способов при
менения, правил сбора и хранения. Многие из них были несправедливо забыты и только около 150 используются в современной медицине.

В книге третьей описаны “местные болезни” (головы, ушей, носа, глаз, языка и далее по органам “от головы до пят”), их диагностика и лечение.

Книга четвертая посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений) и общим заболеваниям организма (лихорадке, заразным болезням, кожным болезням, косметике).

В первых строках “Канона” Ибн Сина дает определение медицины, которое гласит, что изучение человеческого тела подчинено, прежде всего, умению сохранить здоровье и возвратить его, если оно утрачено.

При изучении больного и болезни Ибн Сина указывает:

на взаимодействие среды и человека;

на важность целительных сил природы в восстановлении нарушенного здоровья;

на связь между заболеванием отдельных органов и всего организма (это важное положение служит у него исходным пунктом при наблюдении за больным и назначении лечения);

дает представление о единстве организма как основе жизнедеятельности отмечает роль психических факторов в возникновении болезней.

Особое место в “Каноне” занимают правила сохранения здоровья. По мнению Ибн Сины сохранение здоровья — это искусство и существует семь причин, которые должны быть предметом постоянной заботы врача. К ним относятся:

уравновешенность натуры выбор пищи очистка тела от излишков;

сохранение правильного телосложения улучшение того, что вдыхается через нос приспособление одежды уравновешенность физического и душевного движения.

Кроме того, большое значение Ибн Сина придавал:

воспитанию здорового ребенка режиму пожилых и старых людей здоровью путешественников роли физических упражнений в сохранении здоровья;

значению сна и бодрствования.

Эти советы Ибн Сины на протяжении столетий служили основой охраны здоровья многих поколений.

Таким образом, основной медицинский труд Ибн Сины “Канон врачебной науки” не имеет себе равных по серьезности содержания и полноте охвата материала. Он является как бы мостом между античной и современной медициной.

В истории медицины роль “Канона” потому так велика, что он был не просто суммой знаний, перечнем лекарств и симптомов – он учил пониманию жизни человеческого тела, пониманию влияния внешних условий на человека, роли таких факторов, которые создают здоровье; в нем утверждалась гигиена как основа деятельности врача.

Ибн Сина прожил бурную жизнь, полную борьбы, тревог, трудов и славы. Преследования и угрозы, запугивания и тюрьма – ничто не могло заставить его отказаться от своих убеждений или изменить их в угоду “сильным мира сего”, был ли это всесильный и жестокий султан Махмуд или изуверы из среды фанатичного мусульманского духовенства.

Ибн Сина не признавал астрологию, считал ее лженаукой, отрицал влияние звезд на здоровье и был одним из тех, кто содействовал разоблачению этого ложного учения – для этого в те времена требовалась большое мужество.

Он смело отбрасывал из наследия древних то, что противоречило его взглядам, отвергал богословские догмы и схоластику современных ему ученых, решающее значение придавал наблюдению и опыту. Потребовались долгие столетия для того, чтобы передовые люди Европы пришли к взглядам, которых придерживался этот гениальный ученый.

В честь Авиценны К. Линней, выдающийся натуралист 18 века, назвал авиценией вечнозеленое растение из рода вербеновых, и это название можно считать символическим, потому что творения Авиценны так же бессмертны, как вечно зелены его листья.

Таким образом, врачи средневекового Востока, как в период Византийской империи, так в особенности в период Арабских Халифатов, не только сохранили для потомков наследие медицины древнего мира, но и самостоятельно развивали дальше медицинские знания. Их сочинения становились учебными пособиями в университетах и источниками, которые обогатили медицинскую науку эпохи Возрождения.